Профилактика речевых нарушений.

Профилактика нарушений речи, так же как профилактика любых заболеваний или патологических состояний, строится на устранении, по возможности, из жизни ребенка тех причин, которые могут приводить к появлению нарушений.

К сожалению, иногда все же не удается полностью предупредить возникновение речевой патологии, и в этих случаях задача профилактики сводится к возможно большему смягчению неблагоприятных последствий уже подействовавших вредоносных факторов и к предупреждению появления вторичных нарушений речи на основе уже имеющихся.

Особого внимания в смысле профилактики речевых нарушений требует период беременности. Большая забота об обеспечении нормального протекания этого важного периода осуществляется через сеть женских консультаций. Но очень многое зависит непосредственно от самой будущей мамы, от соблюдения ею необходимых мер личной предосторожности.

После рождения ребенка следует очень внимательно наблюдать за протеканием его раннего развития, отмечая любое отставание в этом развитии.

Доказано, что ведущая роль в формировании личности ребенка принадлежит маме, и осуществляется через раннее взаимодействие между мамой и ее малышом, в том числе и вокально-речевое.

Изоляция ребенка от других малышей, отсутствие контакта с мамой в течение длительного времени, особенно от первого года жизни и до трех лет, может привести к тяжелым последствиям для интеллектуального и личностного развития и практически не поддается исправлению.

Поэтому необходимо предотвратить либо изменить внешние и внутренние факторы, лежащие в основе речевых расстройств, такие как:

1.            Ограничение речевого общения с ребенком.

2.            Отсутствие эмоционально-положительного окружения.

3.            Нервно-психическое здоровье семьи.

4.            Индивидуальные   особенности   матери   (мнительность,   тревожность, эмоциональная холодность).

5.            Неприятие малыша со стороны матери или отца.

6.            Неполная семья.

7.            Воспитание ребенка в двух семьях (когда малыш живет поочередно с
разведенными родителями в их новых семьях).

8.            Резкая  смена  стратегий  воспитания  (один  родитель —  отсутствуют запреты, другой — строго наказывает).

9.            Сверхшумное окружение.

10.          Психические травмы (испуг, конфликты в семье).

Сколько речевых расстройств можно было бы предотвратить. Если бы взрослые контролировали свое поведение и старались создать спокойную и доброжелательную обстановку дома!

В настоящее время психологи определили еще одну причину задержки речевого развития у детей. В наши дни телевизор, видеомагнитофон, компьютер прочно вошли в жизнь малышей...

Во многих семьях, как только ребенок научился сидеть, его устраивают перед экраном, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным «воспитателем» ребенка. Современные дети смотрят TV около четырех часов в день, что во много превосходит продолжительность общения со взрослыми. Это устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. На самом деле «увлечение экраном» может повлечь за собой серьезные последствия не только для здоровья ребенка (нарушение зрения, испорченная осанка), но и для его психического развития, в том числе и для развития речи.

Казалось бы — какая связь? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве это не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком — взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь — это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает чужому человеку, когда он включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но и всеми своими действиями, мыслями и чувствами.

Сказанное выше, не означает призыва исключить информационную теле- и видеотехнику из жизни и воспитания детей, но необходимо разумное ее использование.

Исходя из вышеизложенных факторов, профилактика непосредственно речевых нарушений складывается в основном из двух моментов:

  1. Забота о физическом и нервно-психическом здоровье ребенка и о сохранности его речевых органов.

  2. Забота о правильном речевом развитии ребенка, включая и создание необходимых для этого социально-бытовых условий и  лингвистической среды.